О рациональных приемах работы с текстом


Итак, вы выбрали тему реферата (доклада, сочинения, выступления), подобрали книги и статьи, методом быстрого просмотра определили, как будете использовать то или иное издание. Что дальше?
Во –первых, будем готовы к тому, что наша предварительная оценка того или иного источника может в процессе работы измениться. Как говорится, материал может повести за собой. И сначала малозначимая информация окажется существенной, потянет за собой важную цепочку фактов.
А во-вторых, настала пора подумать о способах сохранения материала. Эти способы должны удовлетворять нескольким требованиям: компактности хранения, возможности дополнений, гарантии от потерь информации, удобства использования.
Как составлять  план текста
Всем перечисленным требованиям отвечают такие популярные приемы с текстом, как:
-          Составления простого и сложного плана изучаемой книги или статьи;
-          Подчеркивания и выписки из изучаемого издания, которые многократно можно использовать в различных целях, но обязытельно со ссылкой на источник;
-          Представление изучаемого текста в форме тезисов;
-          Составление конспекта.
1.План – это своебразный маршрутный лист, краткий путеводитель по содержанию всей книги или той части изучаемого издания, которая для вас представляет интерес в связи с конкретной задачей. Составление плана, особенно сложного, это эффективный способ свертывания информации.
- Простой план – это план, включающий название значительных частей  текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:
1.
2.
3. и т. д.
- Сложный план – это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:
1.
1.1.
1.2.
2. и т.д.
Многие достоинства плана. Удачно составленный план прочитанной книги говорит в конечном итоге об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.
План имеет ряд достоинств, которые выдвигают его, наряду с конспектами и тезисами, во вполне независимую, самостоятельную форму записи.
Самая короткая запись. Именно благодаря этому план легко, переделывая, совершенствовать как по существу, так по форме, при этом вновь и вновь продумывая содержание предмета.
Нагляден и обзрим. Никакие другие формы записи, кроме плана, не могут в такой яркой и легко обозримой форме отразить  последовательность изложения материала.
Обобщает содержание. Хорошо составленный план раскрывает и само содержание произведения. В этой записи есть уже элементы и обобщения, которые могут быть далее развиты в тезисах, конспектах, рефератах.
Восстанавливает в памяти прочитанное. План помогает легче уяснить содержание, способствует ускоренной переработке материала. План, составляемый к крупным произведениям, которые прорабатывают продолжительное время, позволяет рационально, без большой потери времени перед возобновлением работы воспроизвести в памяти прочитанное ранее. При этом напоминает лишь самое главное, существенное, если конечно, читатель хорошо овладел материалом.
В качестве примера приведем возможный вариант алгоритма составления плана.
Как составлять план текста:
1.      Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2.      Определите тему или основную мысль всего текста.
3.      Разделите текст на смысловые части.
4.      Определите тему или основную мысль смысловых частей, озаглавьте их.
5.      Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
6.      Проверьте, можно ли руководствуясь этим планом, воспроизвести  (пересказать или изложить) текст.
7.      Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

2. Как  составлять тезисы
Тезисы  - это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста. Тезисы  бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например учебника, научной статьи или монографии. Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции и т.д. Такие тезисы публикуются на специальных сборниках.
Работа над исходными текстами требует, прежде всего, извлечения главной информации.
При первичном чтении в каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.
При вторичном чтении вся информация, относящая к одной теме, собирается в один блок – так выделяются смысловые части.
В каждой части выделяется главная и второстепенная информация по отношению к теме вторичного текста.
Главная информация фиксируется в разных формах: в виде тезисов, выписок, в виде вопросов.
Итак, тезирование – один из видов извлечения основной информации.
Рекомендации:
-          При составлении тезисов не приводите факты и примеры.
-          Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.
-          Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки, в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.
Как составлять конспект
Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение текста. В качестве примера приведем возможную классификацию видов конспектов:
1.      План –конспект. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана “наращиваются” комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.
2.      Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат.
3.      Свободный конспект. Данный вид конспекта включает в себя цитаты, и собственные формулировки.
4.      Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.

Познакомьтесь с правилами конспектирования.
1.      Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные сведения.
2.      Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
3.      Составить план – основу конспекта.
4.      Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
5.      Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
6.      Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
7.      Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
8.      Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
9.      Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то красным цветом – подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым – делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д.  




Комментариев нет :

Отправить комментарий