Как читать с пользой


Часто многим из вас кажется, что учитель объясняет новый материал сложно, не совсем понятно, и вся надежда на учебник. Но оказывается, и в нем материал изложен непросто. Чтобы разобраться в тексте, вы обращаетесь за помощью к посторонним или прибегаете к бессмысленной зубрежке. Почему это происходит? Оказывается, нужно уметь правильно читать. Процесс чтения слагается из нескольких этапов.
На первом этапе происходит считывание текста, на втором он подвергается в коре головного мозга анализу. В этот момент происходит переключение внимания на осмысление текста. Мозг сопоставляет прочитанное предложение с информацией, которая хранится в личном банке памяти.
Второй этап чтения наиболее сложный и важный, и при индивидуальном чтении текста на него лучше потратить столько времени, сколько  необходимо для уяснения смысла. На процессы осмысления нельзя накладывать прием информации: не уяснив смысл одного фрагмента, не торопитесь читать следующий. Если этого не учитывать, мозг очень быстро перегружается, наступает переутомление и как результат – отказ от чтения.
Иногда приходится работать с книгой в режиме аврала. Обычно такие ситуации возникают перед контрольными, зачетами, экзаменами с теми, кто не занимается систематически. Времени для уяснения не хватает, мозг работает с перегрузкой, усвоение происходит поверхностное на основе не долговременной, а кратковременной памяти. Воспроизведение «усвоенной» таким образом информации становится затруднительным. Нередко в свое оправдание учащийся заявляет, что он «учил» или «читал» материал. Понятно, что при поверхностном чтении осуществляется только первый этап чтения – ввод информации.
Анализ вновь прочитанного текста происходит в промежутках времени между чтением слов, т.е. тогда, когда мозг не занят восприятием  новой информации. Поэтому читать надо не слишком быстро, не так, как это обычно происходит при чтении ежедневной прессы. Паузы при чтении должны быть столь продолжительными, сколько нужно для того, чтобы понять смысл отдельных слов и всего предложения.
В момент обдумывания прочитанного внимание необходимо сконцентрировать на уже известном. Вас не должны отвлекать посторонние источники информации: радио, телевизор, разговоры людей, громкая музыка. Осмысленное чтение невозможно в условиях, при которых трудно сосредоточиться ( транспорт, слабо освещенное место, шумная перемена и т.д.).
Если во время чтения оказалось, что в вашем банке памяти уже есть подобная информация, вы ее легко узнаете и фиксируете. Времени для этого требуется немного. Если нечто – новое для вас, но понятное, вы дополняете уже имеющуюся информацию. На это требуется чуть больше времени, чем для восприятия знакомых сведений.. Если же банке памяти нет данных, сопоставимых с вновь воспринятой информацией, то приходится потратить значительное время, чтобы разобраться в ней, перерабатывая текст. Если мозг не успевает производить сопоставления из-за слишком быстрого темпа и невдумчивого чтения (без анализа), осуществляется формальное чтение текста. В случае неумения читать вдумчиво происходит переход на неэффективный способ работы – зубрежку, на которую и времени, и психических сил затрачивается не так уж и мало.


Комментариев нет :

Отправить комментарий