УТВЕРЖДАЮ
Директор _________________
/Д.И.Захарова/
01.09. 2016.
Положение
о библиотеке – медиатеке
МБОУ «Амгинский
лицей им. академика Л.В.Киренского»
1. Общие положения:
Медиатека является информационным центром
образовательной деятельности лицея и рассматривает свободный доступ к различным
видам информационных ресурсов как неотъемлемое право всех участников
образовательного процесса.
Деятельность медиатеки организуется и
осуществляется на основе следующих нормативных документов:
·
Федеральный
закон «Об образовании»;
·
Федеральный
закон «О библиотечном деле»;
·
Федеральная
целевая программа «Развитие единой образовательной среды 2001-2005 гг.»
·
Программа
развития муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №1»
Медиатека является структурным подразделением
лицея, где созданы условия для самостоятельной информационно-учебной деятельности
учащихся, развития у них потребностей в повышении уровня своей информационной
культуры; удовлетворяет потребности учащихся в самообразовании.
Медиатека
обеспечивает
потребность педагогического коллектива лицея в педагогической информации и
оказывает помощь в повышении профессиональной квалификации с помощью
традиционных средств и новых информационных технологий. Создает школьный банк
данных педагогической информации.
2.Структура медиатеки
В состав медиатеки входят: библиотека
(абонемент, читальный зал), компьютерная зона,
аудио- и видеозона.
Медиатека
включает совокупность фонда печатных изданий и разнообразных информационных и
технических средств.
Библиотека включает универсальный по своему
составу фонд печатных изданий: учебной, художественной, справочной,
научно-популярной, методической литературы, периодических изданий для учащихся и
педагогов.
Компьютерная, аудио- и видео- зоны включают
фонд информационных ресурсов на машиночитаемых и электронных носителях: аудио-
и видеокассеты, (CD ROM и DVD диски, компьютерные базы данных, компьютерные
сети.
Фонд
ресурсов, создаваемых в лицее: папки накопители документов, публикации и
методические разработки педагогов, видео записи уроков и мероприятий,
электронные презентации, обучающие программе игры, лучшие творческие,
научно-исследовательские работы учащихся, реферативные материалы по истории
лицея.
Порядок
доступа к фондам медиатеки, перечень основных услуг и условий их предоставления
определяются в Правилах пользования медиатекой.
3. Базисные функции медиатеки
Образовательная
Поддерживает
и обеспечивает реализацию целей, сформулированных в программе развития лицея.
Организует различные формы повышения уровня библиотечно-информационной культуры для всех
групп пользователей.
Информационная
Предоставляет
информацию на различных видах носителей всем участникам образовательного
процесса. Организует различные формы распространения педагогической и
образовательной информации для всех групп пользователей.
Культурная
Организует
мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознания учащихся.
Акцентирует внимание на воспитании любви к чтению, на развитии и сохранении
русского языка, на развитии интереса к культуре англоязычных стран.
Задачи медиатеки
Сбор, накопление, обработка и систематизация
информационных ресурсов в соответствии с образовательной программой лицея и
информационными запросами всех категорий пользователей.
Организация
сохранности фонда информационных
pecypcoв, ведения необходимой документации и по учету фонда и обслуживанию
пользователей в соответствии с установленным порядком.
Выявление
информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогического
коллектива в информации по педагогике и образованию, в области новых
информационных технологий и педагогических инновации.
Организация
и ведение справочно-библиографического аппарата с учетом запросов потребителей
информации на традиционных и машиночитаемых носителях.
Организация дифференцированного и
персонифицированного обслуживания пользователей
информации на традиционных и машиночитаемых носителях.
Совершенствование
традиционных и усвоение новых технологий в работе медиатеки.
Расширение
ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники и
компьютеризации информационных процессов.
Осуществление
взаимодействия с библиотеками и информационными центрами района с целью обмена
информацией и накопления собственного банка педагогической информации.
Организация
обучения пользователей (учащихся, педагогов) поиску и обработке информации из различных носителей и создание
собственных информационных продуктов.
Оказание
помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах.
Основные направления деятельности
медиатеки
Создание
банка педагогической информации как основы единого лицейского информационного
пространства.
Оказание
методической, консультационной помощи педагогам, учащимся и родителям в
получении информации из медиатеки и других центров информации.
Создание
условий для педагогов в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах
обучения через использование различных каналов информации.
Оказание
практической помощи педагогам при проведении занятии на базе медиатеки с
использованием различных информационных средств обучения при индивидуальной и групповой формах работы.
Создание
информационной продукции для различных категорий пользователей:
Библиографические
указатели, обзоры, списки, указатели, базы данных по профилям обучения,
обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
Создание
(на основе имеющихся в медиатеке) методических рекомендаций, обучающих программ для интеллектуального развития
учащихся, формирования навыков и умении самостоятельной,
творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.
Создание
условий учащимся, педагогам, родителям для чтения книг, периодики, работы с
компьютерными программами, просмотра видеозаписей.
Подготовка
информации на базе медиатеки для проведения культурно-воспитательной,
просветительской работы с педагогами, учащимися и родителями (лектории,
правовое, эстетическое воспитание и т.п.).
Формирование
актива медиатеки, привлечение пользователей (в т.ч. учащихся) к управлению
медиатекой, их участия в работе совещательного органа — совета медиатеки и
актива читателей.
4. Организация деятельности
медиатеки, управление, штаты
Управление медиатекой осуществляется в
соответствии с законодательством РФ и Уставом лицея.
Руководство
медиатекой и контроль за ее деятельностью осуществляет директор лицея, который
утверждает нормативные документы.
В целях
качественного обслуживания пользователей информации администрация лицея
обеспечивает медиатеку:
финансированием комплектования носителей
информации;
необходимыми
служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой медиатеки и действующими
нормативами эксплуатации компьютеров;
современной
электронно-вычислительной техникой и оргтехникой, необходимыми программными продуктами;
телекоммуникационной
техникой и оргтехникой;
Медиатека
составляет годовые планы и отчеты о работе, годовой план работы медиатеки
является частью общего годового плана учебно-воспитательной работы лицея.
График
работы медиатеки устанавливается в соответствии с расписанием работы лицея, а
также правилами внутреннего трудового распорядка.
Работа
сотрудников медиатеки и организация обслуживания участников образовательного
процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности,
противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.
За
организацию работы и результаты деятельности медиатеки отвечает заведующий
медиатекой, который назначается директором лицея.
Функции
заведующей медиатеки исполняет заведующая библиотекой лицея с соответствующей
доплатой из ФНиД.
Заведующий
медиатекой является членом педагогического коллектива, входит в состав
педагогического совета лицея.
5. Права и обязанности медиатеки
Медиатека лицея имеет право:
Самостоятельно
определять выбор средств и методов информационного обеспечения образовательного
процесса в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе лицея и в
Положении о медиатеке.
Разрабатывать
правила пользования медиатекой и другую регламентирующую документацию.
Определяться
с источниками комплектования информационных ресурсов.
Изымать
и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
фонда.
Определять
перечень дополнительных (платных) услуг, сопутствующих основной деятельности
медиатеки (составление трудоемких письменных библиографических справок, списков
литературы, ксерокопирование печатных источников и др.).
Определять
в соответствии с Правилами пользования виды и размеры компенсации ущерба,
нанесенного пользователями медиатеки.
Получать
от администрации школы планы учебно-воспитательной работы всех ее подразделений
(методических объединений, классных руководителей и прочих) с целью своего
развития в соответствии с нуждами образовательной программы лицея, интересами и
возможностями учащихся и педагогического коллектива.
На
поддержку со стороны муниципальных органов образования и администрации лицея в
организации повышения квалификации работников медиатеки, создание необходимых
условий для их самообразования и участия в работе методических объединений, в
научных конференциях, совещаниях и семинарах по вопросам
библиотечно-информационной работы.
Участвовать
на конкурсной или иной основе в реализации федеральных, региональных и
международных программ развития информационного и библиотечного дела.
Медиатека обязана:
Предоставлять в бесплатное пользование
учебниками обучающихся, осваивающим основные образовательные программы и другие
информационные ресурсы в соответствии с Уставом лицея и Правилами пользования
медиатекой.
Вести
консультационную работу, оказывать помощь в поиске и выборе необходимых
информационных ресурсов.
Обеспечивать
сохранность и использование носителей информации, обеспечить качество их
систематизации, размещения и хранения.
Отчитываться
перед директором лицея и муниципальными органами управления образованием.
Обеспечить
режим работы в соответствии с потребностями лицея.
Создавать
и поддерживать комфортные условия для обслуживания пользователей.
6.
Права и обязанности пользователей библиотеки
Пользователи библиотеки имеют право:
Получать
полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой услугах.
Пользоваться справочно-поисковым аппаратом
библиотеки.
7.1.3.
Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации.
Получать в пользование на абонементе и
читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации; продлевать срок пользования документами.
Получать тематические, фактографические,
уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки.
Получать консультационную помощь в работе с
информацией на нетрадиционных носителях, при пользовании электронным
оборудованием.
Участвовать в культурно-досуговых
мероприятиях, проводимых библиотекой, в работе клубов, объединений по
интересам, обществ друзей чтения, книги, организованных при библиотеке.
Обращаться к директору ОУ для разрешения
конфликтной ситуации с библиотекой.
Пользователи библиотеки обязаны:
Соблюдать «Правила пользования библиотекой».
Бережно относиться к произведениям печати (не
вырывать листы, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок,
копирования), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю.
Не нарушать порядок расстановки документов в
открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках.
Пользоваться ценными и справочными изданиями
только в помещении библиотеки.
Убедиться при получении печатных изданий и
иных документов отсутствии дефектов, а при их обнаружении проинформировать
работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых
документах несет последний пользователь.
Расписываться в читательском формуляре за
каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов).
Возвращать документы в библиотеку в
установленные сроки.
Заменять документы библиотеки в случае их
утраты или порчи равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном
«Правилами пользования библиотекой».
По истечении срока обучения или работы в ОУ
полностью рассчитаться с библиотекой.
7.
Материально-техническая база медиатеки
Библиотека
Читальный зал: рабочие места для занятий,
шкафы со справочными изданиями, стеллажи для открытого доступа, стеллажи
(стенды) для выставок, периодических изданий.
Помещение
для хранения книг, учебников, периодики.
Рабочее
место библиотекаря ( рабочий стол библиотекаря).
Компьютерная
зона
Компьютерные
столы для индивидуальной работы с ПК.
Программное
обеспечение.
Фонд
CD-ROM и DVD дисков.
Аудио- и
видеозоны
Телевизор.
Видеомагнитофон.
Аудио- и
видеофонд.
Шкафы
для хранения аудио- и видеокассет.
Стол для
групповой работы и просмотра видеозаписей.
Комментариев нет :
Отправить комментарий